Записки бывшей эмигрантки: Поиск работы и особенности армянских «офисов» в Москве

22:28   22 апреля, 2014

Найти работу в Москве эмигранту не так легко как кажется нашим соотечественникам на родине предков. Разумеется, если вы не специалист высокого класса или редкой профессии. Армяне в основном трудоустраиваться на работу традиционном методом посредством родственников, знакомых. И в этом случае действует принцип не столько профессионализма, сколько «поможем нашему брату», потому что он «Լավ տղա». Таким образом, в Москве можно наткнуться на армянские «офисы», где эти самые «Լավ տղա» работают всем «гердастаном». Такая мини Санта-Барбара на армянский манер со своими страстями, правилами выживания и круговой порукой. Тут работают семьями, потом приводят детей, племянников, дальних родственников, сына соседа и т.д. Русских в таких офисах можно сосчитать на пальцах, да и те в основном приезжие, то бишь, не москвичи. Кроме того, с течение времени, основательно впитав в себя атмосферу национальных особенностей армянского «офиса» тот же русский становится практически армянином.

Я лично проработала  в подобной армянской компании в Москве  без малого лет 5. Это был удивительный опыт, который во многом помог мне понять, почему всю парадоксальность армянского народа. С одной стороны армянин вроде как хочет помочь земляку, и делает это с душой и искренне, с другой стороны с той же искренностью он готов не задумываясь «кинуть» соотечественника. В связи с чем, армяне друг к другу в Москве зачастую относятся с подозрением и недоверчивостью. Владельцами компании, где я работала, разумеется, были армяне – два брата, эмигрировавшие в начале 90-ых. Они построили свою компанию с нуля, и предпочитали брать на работу исключительно армян. При этом, хорошо зная особенность своих соотечественников и опасаясь «кидалова», они выстроили абсурдную «систему безопасности». На каждого менеджера приходилось еще два, которые контролировали его продажи. Тех в свою очередь проверяли другие менеджеры, которых проверяла так называемая служба безопасности. И тем не менее, ощущение подвоха со стороны подчиненных не покидало начальство ни на секунду. За пять лет моей работы в этом заведение система «безопасности» и проверок многократно менялась и «совершенствовалась». В итоге проверяющих стало больше, чем продавцов. При этом в этом офисе не было практически ни одного профессионального кадра – тут работали бывшие прокуроры, художники, историки, физики, и даже бывший гинеколог. Но все без исключения были директорами. В армянском офисе не может быть простого менеджера по продажам, он либо директор, либо на худой конец заместитель генерального директора.

Страсти в этом армянском «квази-государстве» бурлили, что могли лечь в основу «мыльной оперы». Будучи ограничены в общении пределами офиса, тут женились, разводились, заводили любовниц и любовников. Без преувеличения скажу, что порой создавалось ощущение, что все переспали с друг другом и делятся впечатлениями, настолько красочно и в мельчайших подробностях описывали события личной жизни иных сотрудников местные сплетницы и сплетники вплоть до того, в каком супермаркете отоварится тот или иной сотрудник, и откуда у него столько денег. Словом, армянский колорит в московском розливе на первых этапах в какой-то помогал справиться с ностальгией, вызывая ощущение дэ-жавю. Однако с течением времени, этот «колорит» приобретал все более ужасающие и, я бы даже сказала, «извращенные» формы.  Причем настолько, что хотелось сбежать от него куда подальше и забыть побыстрее, как страшный сон.

Попытки трудоустроиться в «нормальную» компанию, где нет армян, увенчались успехом не сразу. Пару раз даже потенциальный работодатель откровенно заявил, что хоть кандидатура моя и подходит, но вот кавказская фамилия и легкий акцент его «огорчают», другой прямо заявил, что с «черными» не работает. Разумеется, подобные случаи не носили массовый характер, тем не менее, некоторые мои знакомые армяне порой сталкивалась с подобным отношением. Скрепя сердце, но приходится признать, что работать в «русской» компании было намного легче, и не потому, что там не было интриг, они есть везде. Просто мы, армяне, хотим вроде как лучше, а получается как всегда.

 

 

Луиза Сакунц



© NEWS.am STYLE