Кино не для всех: «Скромное обаяние буржуазии» - сон во сне о снах, происходящих наяву

22:02   25 апреля, 2017

«Скромное обаяние буржуазии» – картина Луиса Бунюэля, удостоенная «Оскара» за лучший иностранный фильм. Справедливо ли – решать только вам.

Сатирическая история об упорных попытках героев отобедать и не менее упорных обстоятельствах, мешающих им это сделать. Коротко: глумление и издевка над буржуазией и их укладом жизни. Если еще короче: сон во сне о снах, происходящих наяву. Максимально кратко: реальность.

Ритм картины настолько передает дух того времени, что даже начальные титры длятся почти вечные 2 минуты. Для современной аудитории – это непозволительная роскошь, транжирство хронометража и испытание терпения зрителя. Но впечатление сглаживает быстро закручивающийся сюжет с внезапными и топорными вкраплениями в виде, например, 15 килограмм кокаина в кабинете посла. Дальше сюрреализм втискивается все более абсурдно и беспардонно: труп хозяина ресторана в соседней комнате, священник-садовник, комиссар, впервые в жизни практикующий аресты, пытка на пианино, «министр внешних сношений», обед в 9 вечера, снобизм, бутафорская еда и многое другое.

Людям, выросшим на «голливудских» фильмах понять эту картину и по достоинству оценить будет нелегко: придется отбросить привычные ожидания от фильма и подготовиться к тому, что ни к чему не будешь готов.

Трапезничать в присутствии покойника – моветон, говорить о том, как даму тошнило везде и всюду от алкоголя – будьте так любезны. Опаздывать к обеду – моветон, изменять супругу только при выключенном свете – вопрос чести. Но поднимает занавес абсурда посол варварской страны, торгующий из-под полы отборнейшим, чистейшим кокаином - угощайтесь.

Очень актуальная и сегодня тема лицемерия общества – беспроигрышный вариант, мотив, о котором можно говорить/писать/снимать бесконечно, но это будет хождением по кругу. Ничего нового в таком театре лицемерия не выдумать, как ни старайся. Суть, бесспорно, хороша, но вот подача – на любителя.

Кроме всего прочего, режиссер в титрах к фильму указан в роли создателя звуковых эффектов. Это особенно интересно, если учесть, что режиссер был к тому времени уже глухим.

Так, некоторый сюрреализм можно объяснить вполне логично: тараканы, падающие на пианино, включены в картину просто из-за любви режиссера к вставкам с насекомыми.

Апогеем красноречия являются вставки, где все главные герои картины просто идут по дороге, неспешно, бесцельно и с абсолютно безучастным взглядом. Движение, но не топтание ли на месте?

«Скромное обаяние буржуазии» - история о зажиточных по факту, но нищих ментально крестьянах.

Однако, в этом театре лицемерия есть одна фигура, молодая девушка, не отказывающая себе в косячке и алкоголе, а после высунувшаяся из окна авто, охватываемая рвотными рефлексами. Она - единственная, кто не противостоит всем героям по факту, но олицетворяет полную противоположность фарисейству всех персонажей. Во вставках прогулки по дороге она с тем же постоянством остается в стороне и держится независимо. Надежда ли она или просто честность догола – все относятся к ней снисходительно, впрочем,  это ей никак не мешает.

При желании с легкостью можно разнести фильм в щепки, но сложно придраться даже к посредственной актерской игре, потому что нельзя быть до конца уверенными, что так не задумывалось изначально.

Степень вздора доведена до абсурда практически в каждой детали. Нелепые ситуации одна за другой, как бусины, нанизываются на нить безумия и нелепицы. Если в начале картины героям не удается и вовсе сделать заказ, то к концу фильма каждый получает свой заветный кусок. Мяса и свинца. До Дали́ большие да́ли, но смотреть стоит, хотя бы, потому что полный сюр.

Регина Меликян



© NEWS.am STYLE