Ереванские зарисовки - Привокзальная площадь Еревана

20:08   10 февраля, 2018

Когда-то эта площадь была одним из самых оживленных мест Еревана. Прибывали и отбывали поезда из многих городов большой страны, из разных мест Армении. Потом железнодорожная станция «Ереван» превратилась в тупик Закавказской железной дороги, сегодня имеющим внешнюю связь только с соседней Грузией.

Железнодорожную станцию «Эривань» начали строить в конце 19-го века, а первый поезд прибыл на эриванский вокзал 6-го декабря 1902 года.

Увеличение населения столицы в советский период потребовали необходимости расширения вокзала. Открытие нового здания состоялось 22 июля 1956-го года.

Пока здание было без башни и шпиля, хотя в проекте они были. И лишь по истечении нескольких лет оно приобрело знакомый нам сегодня облик. Вокзал был построен ереванским участком строительного треста «Зактрансстрой» по проекту архитектора Эдмонда Тиграняна.

Архитектор в 1950-58 годах работал в Республиканском проектном институте. Был сыном композитора Армена Тиграняна. Впоследствии стал заслуженным строителем Армении, доктором архитектуры. Из его известных работ - Институт тонкой органической химии Академии наук в Зейтуне, комплекс Ереванского государственного университета.

Там, где сейчас стоит каркас недостроенной гостиницы находился один из самых популярных кинотеатров столицы – однозальный «Давид Сасунский».

Кинотеатр был открыт в начале 60-х годов и был особо любим поклонниками индийских фильмов. Его построили в начале шестидесятых по проекту Анны Тер-Аветикян. Она была первой армянской женщиной-архитектором. В юности работала в мастерских Александра Таманяна и Николая Буниатяна. Из наиболее известных ее построек – снесенное здание Института языка на перекрестке улицы Абовяна и проспекта Саят-Новы, жилой дом на углу улицы Московян и проспекта Баграмяна, жилой дом в конце проспекта Маштоца, где расположен «Пончиканоц». Она ушла из жизни в 2013 году, не дожив трех месяцев до своего стопятилетия.

Кинотеатр разрушили в 80-х годах, чтобы построить железнодорожную гостиницу, на дальше возведения каркаса дело не пошло.

 

Но жемчужиной площади, вне всякого сомнения, является памятник герою армянского эпоса Давиду Сасунскому. Идея его установки родилась еще в 1939 году, когда должно было отмечаться тысячелетие создания эпоса. Ожидали приезда большого количества гостей, и республиканским властям хотелось, чтобы при выходе из «ворот города», которым по существу являлся вокзал, приезжих встречал бы герой эпоса. Обратились к известным скульпторам Айцемик Урарту, Ара Саргсяну, Сурену Степаняну, но сроки были очень жесткими и никто не соглашался браться за работу. Полтора месяца оставалось до празднования, когда Ерванд Кочар, недавно вернувшийся из Парижа, выразил свое согласие, при условии, что ему обеспечат гипс и он будет работать прямо на месте. Мало кто верил, что скульптор закончит свою работу в срок. И сам Кочар потом признавался, что и ему в какие-то моменты казалось, что он не успеет. На площади собрали высокий деревянный постамент, обеспечили Кочару двух помощников, и он начал лепить скульптуру прямо на месте. Богатое воображение помогало ему лепить образ прямо в пространстве. Давид был немного иной, чем ныне знакомый нам. В основании памятника была фигура араба. И только тогда, когда скульптор закончил лепку торса коня, он поверил, что успевает в срок. Работа была сделана за 18 дней! Неокрашенная гипсовая скульптура была повернута лицом к вокзалу, навстречу гостям армянской столицы. Тот Давид простоял два года. В 1941-ом скульптор был арестован, а памятник снесли.

Установить новый памятник решили в 1957 году, к этому времени у Кочара уже сложился новый образ памятника, и он начал работу. При участии инженера Мкртыча Амирханяна скульптор изготовил из кованой меди статую весом в 3,5 тонны. Во время работы грудь коня треснула и пришлось наварить дополнительный медный лист. Основанием для скульптуры занялся архитектор Микаел Мазманян. 3 октября 1959 года памятник был торжественно открыт.  Он сразу стал одним из символов Еревана. Но есть у замечательного памятника небольшой секрет – иногда скульптора спрашивали: а как же отцовский крест?

Он доверительно отвечал, что спрятал его под накидкой на плече Давида.

 

 

 

Павел ДЖАНГИРОВ



© NEWS.am STYLE