Креативный директор парфюмерии Dior Франсис Куркджян: Мир ароматов похож на иностранные языки

15:47   24 февраля, 2023

Многие считают Франсиса Куркджяна величайшим в мире дизайнером и создателем новых духов и ароматов. Он, пожалуй, наиболее известен созданием мужского аромата Le Male для Жана Поля Готье в 1995 году, который стал одним из самых продаваемых духов в мире.

С тех пор он создал более 40 ароматов для крупных компаний по всему миру, в том числе Elie Saab Le Parfum для Elie Saab; My Burberry для Burberry; L’Extase для Нины Риччи; Narciso Rodriguez for Her для Narciso Rodriguez и Green Tea для Элизабет Арден.

Он также воссоздал любимые духи Марии-Антуанетты для Версальского дворца, вернувшись в прошлое к началу 17 века и источникам парфюмерии. А в 2006 году Куркджян переработал и обновил Papier d’Arménie к «Году Армении во Франции».

В 2009 году Куркджян стал соучредителем парфюмерного дома Maison Francis Kurkdjian вместе с ливано-французским бизнесменом Марком Чайей. В 2017 году он стал частью модного гиганта LVMH. Сегодня его ароматы и сопутствующие товары продаются по всему миру. Его  Baccarat Rouge 540 с нотами жасмина, шафрана и кедра был выпущен в 2016 году и с тех пор стал одним из самых популярных парфюмерных хитов.

 

В 2021 году Куркджян был назначен креативным директором парфюмерии Dior. Подобно Карлу Лагерфельду, которому удалось спроектировать Chanel, а также свою собственную линию, Куркджян обладает энергией и трудолюбием, необходимыми для успешного выполнения обеих работ одновременно.

«Хороший аромат пахнет не хорошо, а красиво пахнет. Великий аромат возникает из великой истории. Для достижения идеи нужна хорошая техника, но самой идеи недостаточно. Аромат должен иметь характерную обонятельную подпись и в то же время быть диффузным. Я часто сравниваю парфюмерное искусство с катанием на коньках. В фигурном катании вы получаете одну оценку за технику и другую за артистизм. Вам нужны высокие баллы в обеих категориях, чтобы быть превосходным, как и в парфюмерии. С другой стороны, хороший аромат запоминается, имеет сильную подпись и долго держится. Это может показаться легким, но на самом деле это самая трудная вещь», - говорит Куркджян в интервью Armenian Mirror Spectator. https://mirrorspectator.com/

По его словам, при создании нового аромата, он сосредотачивается на общем ощущении. «Я пытаюсь представить окончательный образ аромата и всегда начинаю с названия. Название резюмирует то, что я хочу сказать своим ароматом, историю, которую хочу рассказать, мое вдохновение. Это как название книги, оно помогает мне на моем творческом пути. Слова для меня чрезвычайно важны. После этого я начинаю писать формулу. Мой творческий процесс никогда не зависит от сырья. Это кусочки головоломки, но я фокусируюсь на общем аромате.

В создании парфюма есть две фазы: первая — это период размышлений и создания названия и ориентиров для аромата. После этого на втором этапе я начинаю составлять композицию и провожу время в лаборатории, чтобы создать формулу». Парфюмер признается, что у него нет любимых ароматов.

На вопрос как стать «носом» с учетом того, что его называют одним из величайших живых носов, Куркджян отметил: «Прежде всего, я не нос (смеется)… Нос ничего не создает, это просто передатчик эмоций. Я мастер-парфюмер и художественный руководитель. В детстве я никогда не думал о том, чтобы стать парфюмером... В 14 лет я прочитал в журнале статью о нескольких парфюмерах и узнал, что не кутюрье стоят за созданием своих духов.  За этим стояли люди, которые практиковали совершенно особое искусство. Духи тесно связаны с миром высокой моды; это так близко к коже, даже ближе, чем предмет одежды. Прочитав эту историю, я решил стать парфюмером и, когда стал достаточно взрослым, поступил в ISIPCA, парфюмерную школу в Версале. Я нашел свое истинное призвание…Мир ароматов похож на иностранные языки: вы должны начать с изучения алфавита — то есть сырья — одного за другим, описывая их, классифицируя их своими словами и чувствами. Затем вы создаете слова (небольшие ароматические аккорды), а затем предложения. Это как и любой другой вид искусства. Все умеют писать, рисовать, рисовать, петь, но не все художники, создающие новое… Не все умеют выражать новизну и создавать новые формы».

Говоря о своей связи с армянской культурой и армянскими корнями парфюмер отметил: «Мои родители родились и выросли во Франции. Они ходили во французские школы, и я тоже. Это не значит, что мы не поддерживаем связь с нашими армянскими корнями, но они в определенном смысле далеки от нас. Я не уверен, что они вдохновили или повлияли на мою карьеру. Я уверен, что глубоко внутри должно быть влияние, но я не могу его выразить».



© NEWS.am STYLE