Малым многое: интервью с кинорежиссером Давидом Сафаряном

19:21   26 марта, 2023

Все мои фильмы появлялись на свет в результате большого сопротивления, под знаком «Вопреки», говорит известный кинорежиссер, сценарист, продюсер, художник Давид Сафарян.

«Я начинал как документалист. Сделал более двадцати документальных картин. Впервые на киностудии оказался в возрасте четырех лет. Туда меня взял с собой мой дедушка, художник-постановщик первого армянского звукового фильма «Пэпо», один из основателей «Арменфильма», приехавший в Ереван вместе с Амо Бек-Назаровым в 1923-м году».

 О женских образах

В двух моих игровых фильмах, в «‎Утерянном рае»‎ и особенно в «‎28:94 Местное время», стержнем является женский образ. Талантливо и глубоко воплощены эти образы актрисой Яной Друзь – что особо значимо для меня – Яна моя супруга, соратник, вдохновитель многих моих идей, сама сильный, с собственным, особым почерком режиссер. В профессиональном мире я стал более-менее известен благодаря фильму об удивительной женщине, звезде немого кино Александре Хохловой. Этот фильм входит в собрания Французской синематеки, Музея кино Нидерландов, Музея современного искусства в Нью-Йорке. Одна из самых любимых моих работ – 10-минутный фильм «Тоска по теплу‌» с выдающейся художницей Мариам Асламазян. И отдельно – фильм «Преданность» о сестрах Асламазян. Это всё женские судьбы. Так что, мои работы красноречивее меня могут рассказать о том, что для меня значит образ женщины в кино.

 О раннем решении

IMG_0760.JPG (47 KB)

Мне было 11 лет. По телевизору показывали «3+2» Генриха Оганисяна. Отец сказал: «Садись, вместе посмотрим, это должен быть хороший фильм». Когда фильм закончился, я сказал папе:

- Хочу стать режиссером.

- А что, ты тоже можешь так? – спросил отец.

- Нет, не так.

 - Что, лучше?!

- Нет, по-другому. ‎

- Тогда это серьезно.

А в самом начале нашего разговора я сказал вам, сколько мне было лет, когда дедушка впервые взял меня с собой на киностудию. В то время мы переезжали с одной съемной квартиры на другую, своего двора у меня не было. И тогда я объявил дедушке, что хочу играть в этом дворе. Я до сих пор там играю, хотя... двора (арменфильмовского) уже и нет.

 О важном уроке

С отцом связан, пожалуй, самый запомнившийся профессиональный урок, который для меня неизменно остается главным, путеводным. Мне было лет четырнадцать. Я рисовал. Отец подошел, и парой скупых штрихов в уголочке моего рисунка показал, указал мне, в каком направлении работать: - Малым многое. Добивайся этого. Посмотри Энгра.

 И в кино это очень важно.

 О своих фильмах

 Самые смешанные чувства бывают у меня, когда в переполненном зале, где-то далеко-далеко от дома аплодисментами заканчивается показ моего фильма. Я, конечно, бываю рад такой оценке своего труда, но и до боли горестно бывает в тот момент, что меньше всего людей видело мои фильмы на родине. Ведь в первую очередь для них я делаю свои фильмы, для нас. И они о нас. Может, со временем это поправится.

IMG_0787.JPG (52 KB)

Все мои фильмы появлялись на свет в результате большого сопротивления, под знаком «Вопреки». Вопреки обстоятельствам, вопреки времени, потом превращаясь в документ времени, вопреки... Да вопреки всему. Сейчас я пытаюсь сделать возможным появление фильма «СКАЗКА. САРЬЯН». Это не будет биографический фильм о гениальном художнике. Это будет фильм о судьбе художника, о месте художника в нашей жизни. Основа сценария – неопубликованные записные книжки Мартироса Сарьяна. В его жизни были темные, тревожные, трагичные дни и годы. Но художник, часто это уже казалось невозможным, преодолевал темноту и дарил людям свет, богатство красок, сказку. В этом мудрость, высокий смысл искусства Сарьяна.

В конечном итоге, мои фильмы о тех, кто в нечеловеческих условиях способен сохранить свое человеческое лицо. Актуально это? Думаю, да. Будет ли актуально через много лет? Боюсь, что будет актуально всегда.

 

 Регина Меликян



© NEWS.am STYLE