NEWS.am STYLE

NEWS.am STYLE

style.news.am

NEWS.am STYLE

NEWS.am STYLE

style.news.am

NEWS.am STYLE

style.news.am

style.news.am

NEWS.am STYLE

style.news.am

style.news.am

style.news.am

news.am style

NEWS.am STYLE

NEWS.am STYLE

NEWS.am STYLE

NEWS.am STYLE

Эдвард Кеонджян: Армяно-американский Форрест Гамп с высоким IQ в области микроэлектроники

22:33, 19 сентября

В романе 1986 года «Форрест Гамп» и фильме 1994 года по роману изображен человек, переживший многие  значимые событиях ХХ века. Таким же образом Эдвард Кеонджян был тесно связан о многими разработками в области электроники, особенно микроэлектроники. У вымышленного персонажа Форреста Гампа якобы был низкий IQ, но он любил знакомиться с людьми. Эдвард Кеонджян тоже любил встречаться с людьми и явно обладал очень высоким интеллектом, пишет Стивен Лейбсон в своей статье на портале EEJ

Я никогда не слышал о Кеонджяне, но мой друг Джек Рубин, который изучает историю электроники, упомянул его имя. Я начал исследовать жизнь Кеонджяна. В итоге я купил три его вышедшие из печати книги. Эта серия статей основана на автобиографии Кеонджяна «Выжил, чтобы рассказать» и двух дополнительных книгах, соавтором которых является Кеонджян: «Принципы транзисторных схем и микроэлектроники: проектирование, теория и изготовление».

Эдвард Кеонджян родился в 1909 году в семье армян в Тифлисе. Отец и дед Кеонджяна бежали туда от турок в 1905 году. Кеонджян  жил при советской власти в 1920-х и 1930-х годах, и его автобиография прекрасно описывает жизнь в Советском Союзе того времени.

 

Когда ему было 14 лет, примерно в 1923 году, Кеонджян открыл относительно новую область радио. Именно тогда в Тифлисе появился первый радиопередатчик. Кеонджян построил кристаллический радиоприемник, протянул 600 футов провода через крыши соседей и начал слушать радиостанции из ближнего и дальнего зарубежья. Именно тогда проявилась  его любовь к электронике. Когда ему было 17, родители Кеонджяна разошлись. Он отказался пойти по стопам матери и стать врачом и поехал в Ленинград, чтобы изучать электронику в Ленинградском электротехническом институте (ЛЭТИ), где получил степень магистра и кандидата наук в области электрической (радио) связи.

После окончания ЛЭТИ Кеонджяна отправили в Уральские горы к северо-западу от Сибири, поручив проводить эксперименты по распространению радиоволн. Во время этой экспедиции Кеонджян впервые столкнулся с советской тайной полицией НКВД. Ему едва удалось избежать ареста за попытку завершить эксперименты, из-за чего он пересек границу с Финляндией.

Кеонджян все еще жил в Ленинграде и преподавал в ЛЭТИ, когда немцы вторглись в Советский Союз в 1941 году. Он был там, когда несколько месяцев спустя началась блокада Ленинграда. В автобиографии Кеонджяна этому периоду  посвящены много страниц, он  в мучительных подробностях описывает лишения, голод, болезни, заморозки и смерти во время этой осады. В какой-то момент истощенный Кеонджян заболевает, его объявляют мертвым и в конечном итоге бросают в братскую могилу. Отсюда и название его автобиографии «Выжил, чтобы рассказать». Чудесным образом его друг заметил замечает слегка движущуюся руку, торчащую из снега на телах. Это рука Кеонджяна. Друг спасает его.

В автобиографии описывается эвакуация Кеонджяна из Ленинграда. Он бежал в Минеральные Воды, где воссоединился со своей женой Вирджинией и сыном, которые уехали из Ленинграда на каникулы перед началом блокады. Хотя казалось, что ему повезло, немецкая армия взяла под свой контроль Минеральные Воды в январе 1943 года и отправила многих мирных жителей, включая Кеонджяна и его семью, в нацистский трудовой лагерь в Гёбленце. Заключенные в этом лагере разбирали сбитые самолеты на запчасти и собирали из компонентов военную технику для военных действий Германии.

В какой-то момент, когда Красная Армия начала приближаться все ближе и ближе, а вдалеке грохотала советская артиллерия,  комендант лагеря подошел к Кеонджяну, сказал ему, что знает о его ученой степени в области электроники, и пообещал, что убьет Кеонджяна и его семью, но не отдаст его Советам.

Той же ночью семья Кеонджяна сбежала из лагеря. Жена Кеонджяна, бегло говорящая по-немецки, запугала немецкого начальника станции, заставив его пустить ее семью в поезд без надлежащих документов.

После капитуляции Германии перед семьей Кеонджян встала перспектива возвращения в Советский Союз в рамках соглашения ООН. Вместо этого Кеонджян решил бежать через границу в американскую оккупационную зону на западе Германии. В течение следующих нескольких недель он и привез с собой сына, а затем и жену. Воссоединившись, семья добралась до Штутгарта, где UNRRA, Агентство ООН по оказанию помощи и восстановлению, разбило лагерь для перемещенных армян.

После долгих разногласий с бюрократами семье удалось оформить визы и отправиться в Соединенные Штаты на борту авианосца «Эрни Пайл», на который они сели в Бремерхафене, Германия. Они прибыли в Нью-Йорк 14 февраля 1947 года, после одиннадцати дней в море.  За душой у них не было ни гроша, и никто из них не говорил по-английски.

Эдвард Кеонджян избежал смерти от голода, болезней и несколько раз от рук немецкой армии, гестапо,  коменданта нацистского трудового лагеря и марокканских наемников. Хотя этого хватило бы на целый фильм о войне, приключения Кеонджяна только начались, когда он прибыл в Нью-Йорк. В декабре 1947 года, ровно через десять месяцев после того, как Кеонджиан и его семья высадились с авианосца «Эрни Пайл», Джон Бардин, Уолтер Браттейн и Уильям Шокли успешно разработали первый работающий транзистор в Bell Labs. Кеонджян наконец оказался в нужном месте в нужное время. Теперь у него была возможность возобновить свою многолетнюю любовь к электронике.


Следите за NEWS.am STYLE на Facebook, Twitter и Instagram





  • Также по теме



@NEWSam_STYLE

  • Архив
Поиск