Армянский туризм 2017 – что мы имеем на самом деле

21:15   10 декабря, 2017

В уходящем году туризм у нас был в приоритете. О нем говорили все, кому не лень, особо упирая на тот факт, что туризм следует развивать и так далее и тому подобное. Мы здесь, чтобы вдруг нас не решили обвинить в чем-либо, решили поделиться своими наблюдениями и своим опытом, ну и чувствами со всеми этими делами связанными (это на всякий случай для тех, кто будет махать бумажками и говорить, а у нас вот такие цифры, что вы тут носите на всю страну чушь. Благо, у нас на бумажках всегда все хорошо).

В этом году редакция NEWS.am STYLE сопровождала многих туристов, знакомилась с ними, и публиковала соответствующие материалы – и, кстати, они были разными по характеру: израильские и китайские туристы благословляли уровень туристического и ресторанного сервиса в Армении и Арцахе, были туристы из России, которые на себе испытали прелесть армянских дорог у города Алаверди, японские туристы, сфотографировавшие туалет в Баграташене, немецкие туристы, не верившие, что в школе в Масисе реально учатся дети, так как школа выглядит, до сих пор кстати, как после бомбежки, английские туристы, которые радостно отмечали фестиваль шашлыка.

В любом случае, мы поделимся здесь многим из того, что не написали, но наблюдали и из вежливости молчали. И даже не будем сравнивать состояние нашего туризма с тем, что происходит в Грузии, об этом поговорили в этом году все, кому не лень. Поговорим о себе, как таковых, и не будем сравнивать себя ни с кем.

Поговорим, так сказать, о мелочах, которые, по словам некоего Шопенгауэра определяют сущность человека. Понимаете, турист, кроме того, что видит красоту Гегарда, Гарни и Татева еще замечает кучу мелочей, речь не о туалетах и качестве дорог и мусора повсюду. Он замечает, как в дилижанском парке рубят деревья, он замечает, как в центре города, что пожилой, что молодой спокойно проходят на красный свет, смачно харкают на землю, кидают сигарету перед собой, хотя мусорный бак в центре нашей столицы встречается на каждом шагу. Я понимаю, что челков тхун полож чи кидать окурок в мусорку, но, когда это делают почти повально все, как-то некрасиво получается (политические деятели у нас не ахти какие, но это же не они нас заставляют мусорить на улицах нашего города), мы же все же уверяем туристов, что мы древняя нация. Самое смешное то, что если по душам поговорить с кем-то из кидающих окурок, окажется душевной вам близости человек с теми же бытовыми проблемами, что и вы, а еще он вам докажет, что во всем виноват Горбачев, вторая мировая, Ялтинский мир, отсутствие Сталина, политика Армении по отношению к Европе, США и России, короче, в конце беседы вы поймете, что если он выкинете окурок в мусорку, то это грозит геополитическими переменами в нашем регионе.

Понимаете, помимо туристов, которые селятся в хороших отелях, есть еще много тех, кто приезжает и селится в отелях, ходит по городу, стране пешком, использует общественный транспорт и видит много другое, приезжает по каучсерфингу и так далее, и они говорят приятные нам вещи, чтобы не обидеть нас, но проходя по улице Вагаршян, они снимают на телефон то, как срезают тутовое дерево, которое явно много лет радовало детишек двора каждой весной, и заказчик этого среза дерева – толстый мужчина с огромнейшим животом, довольный жизнью и тем, что спустя некоторое время он построил там Мойку, лишив улицу дерева (ничего – чуть ниже того же места с разрешения кого-то умного срезали шесть деревьев, неожиданно ставших «больными», видимо, кто то скоро что-то там построит), функцию которого он даже не осознает, так как по биологии в школе у него была явно двойка. Но он победил, он силен, он доволен собой, прошел еще один день он его пережил.

А американские туристы, ставшие свидетелями этого действа, а через месяц заснявшие и конечный результат, эту самую, мойку, никак не могли понять, как человек не осознает свою глупость.

Хотя что тут думать, чуть ниже этой мойки взяли да срубили четыре дерева.

Точно также было у нас и туристами из Франции, которые жили не в центре города (да, да есть туристы, которые живут и не в центрах), в одном из двориков наблюдали, как дворовые дети под одобрительное улюлюкание родителей с балкона гнали камнями маленькую собаку со двора.

Турист видит, как огромный джип проносится на бешенной скорости перед полицейскими на Баграмяна или у Оперы, а те даже его не останавливают (когда объясняешь, что ребята с голд номерами – это небожители, у них глаза на лоб лезут).

И не объяснишь корейцам, почему семечки щелкают и швыряют на пол толпа здоровых мужиков, стоящих у остановки, где цифровой указатель тайминга автобусов носит показной характер.

Турист видит, как полицейские гонят бабушку, продающую семечки, как пожилые люди достают из мусорок пропитание, и как разговаривает шофер маршрутки (представляете, есть такие туристы, сволочи они поганые, используют наш общественный транспорт). Так познают они нас, и жалеют, где то в глубине души, не говоря нам ничего, чтобы не ранить наше самолюбие.

В целом обнищавшее сознание, точнее его классическое отстойное состояние – явление естественное у людей, которые полностью потеряли надежду и веру в себя и свои силы, что в нашем случае естественно и неудивительно.

С Греции, это там в ужасной Европе, где страшный экономический кризис, приехала семья, которая не могла понять, почему в армянских деревнях у жителей такие измученные лица.

Точно так мы советуем тем, кто радостно вопил про развивающийся туризм, основываясь на количестве фестивалей и концертов в этом году, пристально вглядываться в лица жителей нашего города, все на том же, скажем, Северном проспекте, вы, если себе врать не будете, легко отличите местные лица от не местных, по выражению безнадеги в глазах. Сколько не крась краской старые стены, а они все равно упадут рано или поздно. Не имея инфраструктуры туризма, проводи ты хоть миллион концертов в год, дороги от этого у тебя лучше не станут, как и состояние множества церквей, скажем, в далеких деревнях. Да летом приедут туристы, в основном армяне из-за рубежа, погуляют по ресторанам, ведь Ереван, кроме этого сейчас предложить не может ничего. Город – прекрасный огромный ресторан. Старого города ведь нет, не можешь ты предложить туристу современные бетонные здания в центре города в замену, этого добра и у него итак у себя хватает. А он, кстати, тоже замечает, что из года в год исторических зданий в твоей древней столице все меньше и меньше.

А кстати, туристический сезон, конечно имеет свои правила и временные отрезки, но сейчас улицы нашего города пусты, выходит нам в зимний сезон нечего предложить? Уехали армяне, которые приезжают раз в год летом на родину потусить, осталось мало народа и все тот же Северный проспект пуст и холоден, как и лица людей, по нему шагающих и думающих о дне своем насущном.

Два дня назад провожали знакомого обратно в Норвегию, который сказал, что Армения прекрасная страна, и люди тут душевные, но заслуживают большего, большего настолько, что по взгляду на них не читалось, что они просто пытаются выжить.

К несчастью. По нашему разумению. Единственный туризм, который нас ждет, это, видимо, туризм не в, а из страны…



© NEWS.am STYLE