NEWS.am STYLE

style.news.am

NEWS.am STYLE

NEWS.am STYLE

style.news.am

NEWS.am STYLE

style.news.am

style.news.am

NEWS.am STYLE

style.news.am

style.news.am

style.news.am

news.am style

NEWS.am STYLE

NEWS.am STYLE

NEWS.am STYLE

NEWS.am STYLE

News.am Style

Режиссер Армен Гаспарян о своем участии на Каннском фестивале и кошмарном состоянии армянского кино

21:01, 12 апреля

На фестивале 2017 в Каннах на маркете film du marche армянский кинорежиссер, кинодраматург, писатель и продюсер из Гюмри Армен Гаспарян представит совместный армяно-французский художественный проект «Ключи». Автор многих документальных и художественных проектов, книг и сценариев, призер в таких номинациях, как  «Лучший документальный фильм» и «Лучший режиссер» Darekh Pearl Mylliet cinema movie award – за фильм «Украденное детство» (Международный кинофестиваль «ВАН» Ван, Турция  2015), получивший такие призы как - специальный приз SIGNIS – всемирной католической ассоциации для коммуникаций «За поэтическое раскрытые проблем современной Армении» фильму «Украденное детство» (2014), приз «За лучшую режиссуру» (фильму «Украденное детство» Международный кинофестиваль INTIMALENTE, Касерта, Италия  2014), приз жюри «За профессионализм в раскрытии больных тем национальной истории» за фильм «Армянский хлеб» (Международный кинофестиваль Magnificat, Минск, Беларусь 2011), приз «За высокую изобразительную культуру» (фильму «Хроника реставраторов», Кинофестиваль «Дебют –Кинтоавр» Москва, Россия 2002), номинация «Лучший документальный фильм» (фильму «Территория Рождества» Международный телефорум «Евразия», Москва, Россия  2001), приз итальянской кинокритики фильму «Свидетели затмения» (Международный кинофестиваль « San Gio» Верона, Италия 1999) представит проект от Франции.

Корреспондент NEWS.am STYLE поговорил с талантливым режиссером о ситуации вокруг проекта и состоянии армянского кинематографа.

- Проект будет представлен армянским режиссером, но Армению представлять не будет. Почему?


- То, что представляется армянскими режиссерами, будет представлено в армянском павильоне, к которому я не имею никакого отношения. Я себя позиционирую как гюмрийский режиссер, который задействован в международной копродукции.

- Как Вы получили приглашение  на участие на фестивале в Каннах?

-Каннский фестиваль придуман не в Армении. На Каннском фестивале устанавливается мода на кино, к которому Армения не имеет никакого отношения. Я получил приглашение от французской компании, с которой мы уже 3 года разрабатываем проект художественного фильма «Ключи», который и будет представлен. Это фильм о Геноциде армян в Османской империи. История маленькой армянки из Муша, которая потеряла ключи от родного дома и история турецкой семьи, которая хранила эти ключи 4 поколения. В фильме встречаются их потомки…

-Вы будете представлять Францию. Как восприняло это министерство культуры?

- Ваше министерство культуры уже давно ничего не воспринимает! Я долгое время не жил в Армении. Все больше по ленинским местам: Варшава, Берлин, Париж, Цюрих. По возвращении в Армению я снял 4 документальных фильма и подготовил 4 сценария для полнометражного художественного кино. Мои редкие контакты с вышеназванным учреждением привели меня к неутешительному выводу, что без этого заведения армянская культура могла бы обойтись.

- Участие актеров из Армении предполагается?

- Это исключается в первую очередь. В последние годы советской власти и в первые годы относительной независимости большинство армянский актеров и актрис стояли на учете в милиции по статье «спекуляция». С появлением сериалов, которые можно смотреть только по приговору народного суда и в присутствии судебных исполнителей, у них появилась работа. Но привлекать их в фильм о Геноциде армян - это лить воду на мельницу турецко-еврейского лобби в Вашингтоне.

-Участие на фестивале финансирует Армения?

- Естественно, нет. У нас разные взгляды на эту профессию и на все то, что происходит вокруг нее.

За проект о Геноциде у меня потребовали откат, поэтому я еду по приглашению французской кампании. Система откатов в странах с отсталой экономикой, таких как  Армения или Россия, носит массовый характер и имеет место во всех отраслях. Недавно мой документальный фильм «Открытые двери», был в программе одного из ведущих документальных фестивалей «Россия». Там был круглый стол в присутствии масс-медиа, где открыто говорилось об откатах кино в размере 40 процентов. Но поскольку Армения - первое в мире христианское  государство и у армян традиционно-грустные глаза, то здесь – 10 процентов. Но схемы разные, которые меня, как продюсера не устраивают.

-Значит ли это, что кино воспринимается как «кормушка»?

В Армении итак не существует фундаментальной базы ни национального кино, ни национальной школы. Со стороны государства кино финансируется по остаточному принципу. Когда меня продюсеры в Германии, Италии, Франции спрашивают: «Сколько в Армении кинотеатров?» я отвечаю: «Два с половиной!». И вопрос закрывается. Что касается кормушки, то в этом плане в армянском кино абсолютно средневековая ситуация, которая, несомненно влияет на качество кино. Назовите хоть один армянский фильм, снятый на государственные деньги, который имел бы хоть какой-то международный резонанс. Если бы армянское кино из себя что-то представляло, то французская сторона меня бы спросила: «А почему Вы не едете со стороны Армении?». Но такие вопросы мне не задают.

-Считаете ли Вы кинематограф инструментом политики? Правильно ли используется этот инструмент у нас?

- Кино не может существовать вне государства, политики и бизнеса. В больших странах - вне идеологии, В тоталитарных странах, в Советском Союзе, в Нацистской Германии, в Фашистской Италии кино придавалось огромное значение. Поэтому Ленин говорил: «Самым важнейшим искусством для нас является кино». Кино служит также оружием навязывания имиджа своей страны или образа жизни. Армянские политики слишком провинциальны и примитивны и с ними никто не ведет разговоры на эти темы. Армянские политики окружены лакеями-интеллигентами, которых заботят очень земные вещи.

-Чем грозит каждодневное массовое «потребление» индийско-турецко-армянских сериалов?

-Это грозит падением, как качества зрителя, так и тотальной деградацией, Вопрос не в демонизации сериалов, а в их качестве. Если армянский школьник на фотографиях путает Ованеса Туманяна с Филипом Киркоровым- это «заслуга» телевидения. Армянское кино есть двух видов: это смесь КВН-Ералаша и новогоднего капустника, но с непременным дебильным пафосом, и есть украденное у Европы, так называемое депрессивное кино, которое обычно снимают девушки-режиссеры в рваных джинсах. Это когда главный герой в дурацкой шляпе сидит на крыше и говорит о глобальных вещах. Когда режиссер , воспевая собственные неврозы, доводит себя до интеллектуального онанизма, то зритель прорывает себе дорогу в девятый вкус и уходит в сериалы. А это очень опасно для маленькой страны!

-Возможно ли спасти армянский кинематограф от деградации?

-Для того, чтобы что-то спасать, надо это иметь в первую очередь. Армянское кино было очень маленькой частью советского кино  с гарантированным прокатом на территории 1/6 –ой части суши. С обретением независимости армянское кино не стало частью мирового кинопроцесса. Кино маленьких стран может существовать только при государственной поддержке, или будучи вовлеченным в копродукцию. Однако, Советского Союза нет, но подход остался советским, хотя внешне он приобрел европейские и американские формы. В итоге все решает экран. Армения вступила в Eurimage, есть армянский павильон в Каннах и т.д…А где кино?

 

Ева Навасардян


Следите за NEWS.am STYLE на Facebook, Twitter и Instagram





  • Также по теме



@NEWSam_STYLE

  • Архив
Поиск