NEWS.am STYLE

NEWS.am STYLE

style.news.am

NEWS.am STYLE

NEWS.am STYLE

style.news.am

NEWS.am STYLE

style.news.am

style.news.am

NEWS.am STYLE

style.news.am

style.news.am

style.news.am

news.am style

NEWS.am STYLE

NEWS.am STYLE

NEWS.am STYLE

NEWS.am STYLE

Ереванские зарисовки: Пещерная жизнь Ереванского солерудника Аван-Аринджа

14:05, 13 июня

Если вы поинтересуетесь ереванским адресом Республиканского спелеотерапевтического центра, вы будете крайне удивлены, потому что вам ответят, что он находится глубоко под землей! Да, медицинский центр расположен на территории в 4000 квадратных метров на глубине 235 метров в пластах соли Ереванского солерудника в Аван-Ариндже. Здесь лечат людей с заболеваниями дыхательной системы.

Понятно, что наличие медицинского центра на территории промышленного предприятия не лучшее место, но другого способа попасть на такую глубину нет.

В середине 50-х годов прошлого века трест «Нефтеразведка», проводил бурение на Канакерском плато в поисках нефти. Нефть не нашли, зато на пустыре в районе села  Аван обнаружили на глубине от 200 до 600 метров мощные пласты соли. На основании полученных данных в Ленинграде был составлен проект солерудника, и в 1957 году армянские специалисты «Туннельстроя» начали бурить два шахтных ствола. Главный, диаметром четыре метра, достиг отметки 261 метр, вспомогательный – 235 метров. 

Первый пласт соли был вскрыт на глубине 212 метров. Это – минерал галит, имеющий соленый вкус, в отличие от горько-соленого жгучего сельвинита. По мере проходки, полученная соль, уходила на переработку в бытовых целях. А полностью солерудник был сформирован в 1966 году. 

 Оздоровительные свойства соляных пещер известны с древних времен. Они есть в разных странах и используются в лечебных целях.

Аванские пещеры, образовавшиеся после выработки соляного пласта, уникальны по своим геофизическим и геохимическим показателям, и нельзя было не воспользоваться этим обстоятельством. Постоянная температура в 19 градусов, постоянное магнитное поле, стабильная влажность, отсутствие радиоволн и солнечного излучения, ежесекундно пронзающих нас на  поверхности. 

 

Воздух аванских пещер, содержащий чуть ли не всю таблицу Менделеева за исключением тяжелых металлов, обогащает кровь необходимыми организму микроэлементами. И в начале 80-х было начато формирование пещер под лечебный центр. В 1985 году его подземная часть была завершена, а 5 мая 1987 года центр принял первых больных.

Пациентов доставляют сюда шахтной клетью, той же, которой поднимают вагонетки с добытой солью с глубины 261 метра. Полторы минуты почти свободного падения в бездну, и клеть замедляет скорость. 

 

Абсолютная тишина, только соль скрипит под ногами. Вагонетки, рельсы, словом, шахта. Туннель ведет к широким дверям. И за ними неожиданно – просторные пещеры поделенные матерчатыми перегородками на палаты, процедурные комнаты, медицинский персонал в белых халатах. Диваны, кресла, биллиардный стол, тренажеры – бытовая обстановка лечебного учреждения. 

 Прежде всего, хочется обсмотреть территорию. В свете неоновых ламп стены переливаются разноцветными огоньками кристаллов соли. Одномоментно здесь могут находиться до шестидесяти больных, детей и взрослых. Особых лечебных процедур здесь не производится. Разве что пациентам дают «кислородный коктейль» – стакан с пузырящимся лекарственным составом, вкусно пахнущий шиповником. В какой-то момент твоя грудная клетка как бы распахивается, кислород буквально льется потоками в легкие, самочувствие улучшается, обретаешь душевное и физическое равновесие. Безумный и суетный внешний мир отделен от тебя броней двухсотметровой толщи земли. Некоторых клонит в сон, они расходятся по «палатам», другие заняты беседами, чтением, играми. 

И только через несколько часов представится возможность подняться на поверхность, когда шахтная клеть, отработав производственный цикл, снова остановится на отметке 235 метров. И эти несколько часов на протяжение пары недель заменяют традиционное лечение таблетками и уколами.

Вот и приглашение на выход. Клеть стремительно взмывает вверх так, что закладывает уши. Солнечный свет после полумрака пещер ослепляет. И вдруг ощущаешь, в какой атмосфере мы живем. В горле начинает першить, душит кашель, трудно дышать. Но пройдет пара часов, и переживший стресс организм, возвращается  к прежним параметрам функционирования.

 

Может человечеству стоит вернуться в пещеры?

 

Павел Джангиров


Следите за NEWS.am STYLE на Facebook, Twitter и Instagram





  • Также по теме



@NEWSam_STYLE

  • Архив
Поиск